Программа развития ИСЭМ СО РАН 2024-2030 гг. Подковальникова Сергея Викторовича

18 марта 2024

Основные положения программы развития ИНСТИТУТА СИСТЕМ ЭНЕРГЕТИКИ им. Л.А. МЕЛЕНТЬЕВА СО РАН на период с 2024 по 2030 гг.
  ПОДКОВАЛЬНИКОВ СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

1958 года рождения, заместитель директора по научной работе, зав. отделом электроэнергетических систем (№ 40) (2020 г.), доктор технических наук (2020 г.), ученое звание – старший научный сотрудник (1995 г.). Окончил Иркутский политехнический институт, энергетический факультет (1980 г.); 1981 г.- н.в. – инженер, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный научный сотрудник ИСЭМ СО РАН; в 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию.

  

                1. Стратегические цели развития и мероприятия по их достижению

Стратегическая цель развития ИСЭМ СО РАН № 1 – обеспечение устойчивого лидерства Института в сфере системных междисциплинарных фундаментальных исследований российской энергетики в условиях её инновационно-технологических и организационно-структурных трансформаций, следования целям устойчивого развития, внешнего санкционного давления и изменения глобального миропорядка. Стратегическая цель № 2 – дальнейшее усиление роли и влияния Института в ближнем зарубежье и азиатском регионе и становление его как значимого центра энергетических исследований и компетенций в Евразии. Стратегическая цель № 3 – дальнейшее развитие Института как экспертного центра, обеспечивающего научную и аналитическую поддержку принятия решений органов государственного, отраслевого и корпоративного управления; выполняющего прикладные исследования по оптимизации режимов работы и перспективному развитию оборудования, объектов, систем и комплексов; совершенствованию организации рынков и др. в энергетике России с возможным последующим выходом на страны Евразии.
Для достижения поставленных целей требуется выполнение целого ряда мероприятий, включая следующие. 1) Постановка новых задач и выполнение исследований тенденций (в т.ч. новых тенденций развития распределённых ресурсов генерации, аккумулирования, активных потребителей энергии, микросистем и их сообществ), свойств, иерархий, технических особенностей и экономических форм функционирования и развития энергетических объектов, систем и комплексов с созданием централизовано-распределённых интегрированных киберфизических энергетических систем, рынков и систем их технологического и коммерческого управления при усилении горизонтальных силовых и управленческих связей. 2) Дальнейшее развитие тесных кооперационных связей с энергетическими и топливными компаниями, включая Россети, Системного оператора ЕЭС России, Газпром, ЭН+, Евросибэнерго и др., научно-исследовательскими организациями, такими, как Институт энергетических исследований РАН, Объединённый институт высоких температур РАН, институты Сибирского отделения РАН, Научно технический центр ЕЭС России, ГНЦ РФ-ФЭИ, Монгольский государственный университет науки и технологий, Китайский институт планирования развития и инжиниринга электроэнергетики и др., международными организациями, в т.ч. Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана ООН (The Economic and Social Commission for Asia and the Pacific of United Nations – UN ESCAP), Международный форум газопроводов Северо-Восточной Азии (Northeast Asian Gas and Pipeline Forum – NAGPF), Организация по развитию и сотрудничеству в области глобального объединения энергосистем (Global Energy Interconnection Development and Cooperation Organization – GEIDCO) и др.; выполнение крупных междисциплинарных проектов через взаимодействие и сотрудничество с указанными и другими организациями. 3) Активизация участия Института в федеральных, отраслевых и региональных целевых программах и проектах; выполнение разработок и экспертиз в интересах федеральных, региональных и муниципальных органов власти; активизация консалтинговой деятельности. 4) Организация и координация проведения региональных, всероссийских и международных конференций и семинаров по ключевым актуальным научным направлениям Института. 5) Поддержка и развитие экспериментальных установок Института, в т.ч. в рамках центра коллективного пользования, обеспечивающего нужды собственных научных исследований и оказывающего научно-технические услуги другим научным, производственным и образовательным организациям. 6). Повышение эффективности организационно-хозяйственной и финансовой системы управления Институтом.

  2.  Участие в национальных проектах Российской Федерации

Институт не участвует в выполнении национальных проектов, однако проводит исследования по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899) № 3. Информационно-телекоммуникационные системы, № 8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика, по критическим технологиям РФ № 15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику, № 19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения, № 21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, № 26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии, № 27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе. 
В соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2021–2030 годы и утвержденным планом государственного задания институт проводит работы по направлению фундаментальных исследований № 2.5. Энергетика и рациональное природопользование.

  3.  Развитие кадрового потенциала организации и формирование кадрового резерва

Привлечение молодых научных, инженерно-технических кадров и повышение их квалификации является принципиально важным направлением деятельности Института в современных условиях. Для этого необходимо задействовать совместные кафедры ИСЭМ СО РАН и Иркутского научно-исследовательского технического университета, школу научной молодежи и аспирантуру Института. Необходимо широкое вовлечение молодых инженеров и научных сотрудников в крупные исследовательские проекты, выполняемые в институте, с самостоятельным выполнением ими важных и ответственных задач проекта. Необходима целевая подготовка кадрового резерва с выявлением перспективных молодых сотрудников (в т.ч. с т.з. наличия у них лидерских качеств) с омоложением руководящего состава среднего и высшего звеньев Института. Общая численность сотрудников Института, как предполагается, останется на текущем уровне, либо незначительно возрастёт.

         4. Бюджетное и внебюджетное финансирование для реализации программы развития

Финансовое обеспечение института должно осуществляться из средств бюджетных субсидий по проектам Госзадания Минобрнауки России с увеличивающейся долей средств грантов РНФ, ФЦП и других внебюджетных источников, включая договора с энергокомпаниями, государственными органами управления местного, регионального и федерального уровня. Доля внебюджетных источников финансирования к концу периода представляемой Программы развития Института должна приближаться к доле финансирования, получаемого по проектам Госзадания.

      5.   Ожидаемые результаты реализации программы

Ожидается, что в результате реализации предлагаемой Программы развития Институт трансформируется в крупный научно-аналитический и экспертно-консалтинговый центр фундаментальных и прикладных энергетических исследований, не только играющий ключевую роль в России, но и весьма заметный на «научно-техническом энергетическом ландшафте» Евразии, обладающий серьёзным заделом в фундаментальных исследованиях, создающим конкурентные преимущества для проведения прикладных исследований и экспертиз, а также имеющий коллектив (с численностью сотрудников, остающейся на текущем уровне, либо несколько превышающей его) с мощным творческим потенциалом, и финансовое обеспечение, достаточное для дальнейшего развития и решения новых, востребованных новым временем актуальных задач энергетики будущего.    

x
x