Резюме международной конференции "Энергетическая кооперация в Азии: риски и барьеры" (АЕС-2012)
8-я международная конференция “Энергетическая кооперация в Азии: риски и барьеры” состоялась в г. Иркутске, Россия, 21-23 августа 2012 г. на базе Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева (ИСЭМ) СО РАН. Конференция была совместно организована Институтом систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН, Международным исследовательским центром энергетической инфраструктуры в Азии, при спонсорской поддержке ОАО “Иркутскэнерго”, ООО “Газпром добыча Иркутск”, и поддержке гранта РФФИ для проведения международных конференций. В работе конференции приняли участие 82 специалиста и эксперта из России, Китая, Японии, Республики Корея, Монголии, Германии. Всего было представлено 32 доклада – 23 пленарных, и 9 в дискуссионной части.
Конференция проводилась по следующим пяти направлениям:
· Развитие глобальных энергетических рынков
· Стратегические приоритеты развития газовой промышленности России и формирование газотранспортной системы в Северо-Восточной Азии
· Восточный вектор энергетической стратегии России
· Межгосударственные электроэнергетические объединения и международное сотрудничество в угольной промышленности
· Формирование институциональной структуры региональных энергетических рынков
Заслушав и обсудив представленные доклады, конференция отмечает следующее.
1. Проблемы энергетической кооперации в регионах Азии являются предметом исследования ряда международных организаций.
В частности, энергетическая политика стран Восточной Азии исследуется в межгосударственных центрах и рабочих группах под эгидой Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Активную координирующую работу ведёт Международный форум по газу и газопроводам Северо-Восточной Азии (NAGPF). Актуальные вопросы межгосударственной энергетической кооперации прорабатываются Азиатско-Тихоокеанским центром энергетических исследований (APERC) и национальными исследовательскими центрами России, Японии, Китая, Республики Корея и ряда других стран.
В этих условиях прошедшая конференция призвана быть интегрирующей независимой площадкой и фактически является единственным международным форумом для обсуждения комплексных концептуальных проблем межгосударственной кооперации в области энергетики, политики стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в рассматриваемом направлении, формирования межгосударственной энергетической инфраструктуры, реализации конкретных перспективных межгосударственных энергетических проектов.
2. Существует необходимость многостороннего сотрудничества по проблемам энергетической безопасности в регионе Восточной Азии
Азиатско-Тихоокеанский регион будет показывать наиболее высокие темпы экономического роста в предстоящие десятилетия, что неминуемо повлечёт за собой рост потребления всех видов ресурсов, и в первую очередь энергоресурсов.
Рост неопределённости в развитии экономики и отраслей энергетики в последние годы, усиление волатильности энергетических рынков оказывают большое влияние на принятие инвестиционных решений и сроки реализации международных проектов. Принимая во внимание высокую капиталоёмкость и инерционность отраслей энергетики, их роль в устойчивом развитии экономики и вклад в систему безопасности в Азии, существенно усиливаются риски для развития энергетической инфраструктуры стран региона.
Топливные энергоресурсы будут продолжать доминировать в структуре энергоснабжения экономик региона, а их импорт экономиками Восточной Азии – в первую очередь Китаем, будет продолжать расти. В связи с этим будет увеличиваться потребление природного газа за счёт снижения доли угля. Китай имеет потенциал стать одним из крупнейших потребителей и импортёров газа в регионе и в мире.
Теоретически уровень энергетической безопасности стран-импортёров энергоресурсов может быть улучшен за счёт повышения доли ядерной и возобновляемой энергии. Однако уроки деятельности Korean Energy Development Organisation в 1994-2006 гг, и в особенности ядерная катастрофа 2011 г. в Японии, связанная с последствиями землетрясения Тохоку, увеличивают сложность имеющейся проблемы, и показывают необходимость их решения на уровне правительств.
Как импортёры, так и экспортёры энергии в регионе заинтересованы в увеличении степени диверсификации своих торговых связей и снижения влияния случайных факторов на ценообразование энергоносителей, что также способствует пониманию необходимости многостороннего подхода к решению проблем энергетической безопасности.
Необходимо подчеркнуть, что построение энергетических рынков в регионе Восточной Азии не может базироваться только на взаимовыгодных двусторонних связях, поскольку сложившиеся геополитическая конфигурация немногочисленных, но крупных импортёров и экспортёров энергоресурсов напрямую связывает проблемы формирования международных энергетических рынков, энергетической инфраструктуры, и энергетической безопасности всех экономик региона. Следует также отметить, что необходимость создания интегрированных энергетических рынков в регионе признаётся почти всеми участниками конференции.
Участниками конференции указывается, что при взаимном уточнении позиций по энергетической безопасности нельзя оставлять без внимания проблему взгляда на национальную безопасность с точки зрения игр с нулевой суммой. Предлагается также переходить от обсуждения способов решения проблем к предотвращению их появления. Для этого требуется создание таких политических условий, когда права как импортёров, так и экспортёров энергоресурсов в регионе (России и Монголии в первую очередь) станут юридически обязывающими:
· право иметь достаточную диверсификацию торговых партнёров,
· право на низкие долгосрочные инвестиционные риски в развитие энергетической инфраструктуры всех региональных участников энергетического бизнеса – от добычи до конечного потребления энергоресурсов,
· право на взаимоприемлемые механизмы ценообразования для всех заинтересованных участников энергетического бизнеса в регионе.
При условии построения надёжной и работоспособной институциональной структуры обеспечения региональной энергетической безопасности, и создании развитой энергетической инфраструктуры Россия в силу масштабности своих энергетических ресурсов может играть роль гарантирующего поставщика энергии и ограничителя темпов изменения цен на энергоресурсы для экономик Восточной Азии.
3. Необходимо развивать газовый рынок в Северо-Восточной Азии и повышать в этом процессе роль России
Рост потребностей в природном газе в качестве топлива и сырья для химической промышленности в Северо-восточной Азии приводят к разработке планов создания новой отрасли промышленности в восточных регионах России – газохимии. Восточная Сибирь и Дальний Восток России богаты природным газом, имеют возможность стать важным источником ресурсов газа для всех экономик Северо-Восточной Азии.
Недопустимо откладывать освоение Ковыктинского месторождения. Для комплексного освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Дальнего Востока необходимо формировать промышленность для их глубокой переработки – Иркутский и Большой Дальневосточный (БДК) кластеры. Иркутская область – наиболее подготовленный в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке регион для формирования нефтегазохимического кластера мирового класса и центра гелиевой промышленности России. При этом для успешного и быстрого формирования газоперерабатывающей и нефтехимической промышленности, развития транспортной и другой инфраструктуры, научного обеспечение проектов необходима разработка специальной государственной программы.
Китай взял на вооружение политику использования крупнейших запасов сланцевого газа, надеясь повторить опыт США по быстрому и крупному наращиванию его добычи. Такой оптимизм не разделяется большинством российских участников конференции, и может являться дополнительным фактором риска при обсуждении совместных проектов по развитию газовой инфраструктуры.
Другим важным фактором, влияющим на развитие энергетического сотрудничества в регионе, может явиться изменение формулы ценообразования на СПГ в регионе с привязкой её к спотовым ценам в США, а именно к индексу Генри хаб. В этом случае цены на потребляемые в регионе энергоносители, а также эффективность добывающих и транспортных мощностей газовой инфраструктуры региона окажется в заложниках акторов, не имеющих прямого отношения к экономикам региона.
Рынки потребления российского природного газа в Китае представлены его северо-восточными провинциями – Внутренняя Монголия, Хэбэй, Шаньдун, муниципалитеты Пекин и Тяньцзин. В случае отсутствия поставок российского газа, для газификации этих районов придётся строить дополнительную инфраструктуру в виде трубопроводов до вновь строящихся терминалов по приёму СПГ в восточных прибрежных провинциях.
4. Необходимо развитие сотрудничества в электроэнергетике и угольной промышленности
Строительство и обеспечение функционирования инфраструктуры для транспортирования энергоресурсов в регионе (трубопроводов, ЛЭП, автомобильных и железных дорог) является базисным требованием создания интегрированных энергетических рынков. Создание этой транспортной инфраструктуры требует больших капиталовложений, что приводит к необходимости проведения совместных международных исследований и разработке механизмов разделения рисков.
Несмотря на то, что в целом Россия имеет достаточно развитую систему межгосударственных электроэнергетических связей, в регионе Северо-Восточной Азии они пока находятся на стадии первоначального развития. Здесь существует большой потенциал для сотрудничества с точки зрения торговли электроэнергией и преимуществ интеграции систем электроснабжения.
В частности, дальнейшее расширение сотрудничества между ОАО «ЕЭС» и Государственной электросетевой корпорацией Китая связано со строительством новой объектов генерации и электросетевого хозяйства в России.
Успешное сотрудничество России с другими странами в электроэнергетической области возможно при устранении политических, экономических, технических и законодательных барьеров и рисков.
Дальнейшее развитие угольного рынка в регионе Северо-Восточной Азии связано с двух- и многосторонними совместными проектами в отрасли и транспортной инфраструктуры, развитием геологоразведочных работ и углублением уровня обогащения и переработки углей.
На основании представленных докладов, дискуссии и выводов по итогам обсуждения конференция рекомендует:
Поддерживая последовательное развитие энергетического сотрудничества в Азии, базирующееся на принципах:
· долгосрочности;
· рыночных отношений;
· взаимовыгодного партнёрства,
дополнить сложившиеся двухсторонние формы сотрудничества многосторонними формами региональной энергетической кооперации. Это может быть сделано как через использование уже существующих межгосударственных структур (АТЭС, ШОС, NAGPF и других), так и через создание новой международной организации региональной энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Цель создания такой организации – обеспечение комплексного взаимодействия стран-участников по вопросам энергетического сотрудничества в научно-технологической, финансово-экономической, правовой и информационно-политической сферах. Целесообразность создания такой международной организации в регионе подтверждается международным опытом, в частности в Европе.
Для проработки данного вопроса предлагается создать рабочую группу из представителей стран-участниц, которая должна в приемлемые сроки подготовить концепцию многостороннего сотрудничества и перспективный план мероприятий для обсуждения в регионе Северо-Восточной Азии.
В связи с резким ростом неопределённости перспектив развития мировой энергетики объединить усилия научных центров экономик Северо-Восточной Азии в рамках специальных многосторонних научно-исследовательских программ для проведения совместной информационной, аналитической и прогнозной работы по развитию межгосударственного энергетического сотрудничества в регионе с разработкой научно обоснованной стратегии в области обеспечения долгосрочной энергетической безопасности всех экономик региона.
В целях своевременной идентификации рисков энергетической безопасности для всех экономик региона Северо-Восточной Азии предлагается институализировать практику постоянного и обязательного многостороннего обсуждения проблем энергетической безопасности на политическом уровне глав экономик региона. В понятие энергетической безопасности должны входить вопросы равного доступа к объектам энергетической инфраструктуры, инвестирования капитала, установления взаимосогласованных принципов ценообразования на энергоресурсы, взаимного информирования и согласования долгосрочных планов и правил развития собственных систем энергоснабжения.
Роль межгосударственных форумов в формате TRACKII, таких как данная Конференция, и совместных межгосударственных исследовательских коллективов исключительно важна для преодоления возникающих барьеров и снижения рисков в развитии межгосударственной энергетической кооперации в Азии.
“Энергетическая кооперация в Азии: риски и барьеры”
г. Иркутск, Россия, 21-23 августа 2012 г.