Штрихи к портрету академика. Статья об академике Юрии Николаевиче Руденко в газете "Сибирский энергетик"

7 ноября 2014

1. Жертва омоложения

Ю.Н. Руденко, прощаясь с коллективом института перед переездом в Москву в связи с избранием его академиком-секретарем Отделения физико-технических проблем энергетики АН СССР, сказал, что стал жертвой омоложения руководства Академии. Хотя оснований для занятия этого «верховного поста» в энергетической епархии АН у академика Руденко было достаточно – и чисто научных, и научно-организационных, но, действительно, он был неприлично молод – всего 57 лет. Его предшественники, маститые московские ученые, Герои Социалистического Труда Михаил Адольфович Стырикович и Валерий Иванович Попков, избирались на эту должность почти семидесятилетними. И еще: Руденко был единственным из Иркутского научного центра, возглавившим профильное отделение АН СССР.

По договоренности между директорами иркутских академических институтов, Юрий Николаевич должен был сменить геолога Николая Алексеевича Логачева на посту председателя Президиума ИНЦ. Организатор и генеральный директор научно-производственного объединения «Энергия» при Иркутском обкоме КПСС, депутат Иркутского областного Совета народных депутатов, Руденко возглавлял там комиссию по науке. Так что эта «высокая честь» оказалась неожиданным и ощутимым ударом не только для института и Академгородка, но и для всего иркутского научного сообщества.

2. Вехи жизненного и научного пути

На этапе формирования ядра коллектива ИСЭМ – это с 1960 до 1966 г., в него пришли кандидаты технических и экономических наук, уже имевшие научно-педагогический стаж и опыт – за одним исключением. Это исключение – начальник службы режимов Объединенного диспетчерского управления (ОДУ) энергосистемами Западной Сибири Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР Руденко Юрий Николаевич. Его путь в науку, как и весь доиркутский жизненный путь, был очень не легок и непрост, хотя временами стремителен.

Говорят, что тот не жил полной жизнью, кто не знал нужды, любви и войны. Говорят и такое: каждый должен посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка… У этих кредо есть соответствующие модификации, основной смысл, стержень которых в общем един: познание разных сторон жизни и конкретное участие в разных свершениях.

Родился Юрий Руденко в 1931 г. в Донбассе, в шахтерском городе Макеевке. Отец оставил семью. Отчим и мать были арестованы в 1937-м. Юру с братом взяли в Феодосию дед с бабушкой, но вскоре умерли. Братья оказались в оккупации. Спасаясь от голода, стреляли из рогатки голубей, ловили раков. Во время «Феодосийского десанта» линия фронта при перемещении позиций наших моряков и немцев проходила через их двор, дом был разрушен…

После освобождения Крыма братьев забрала сестра бабушки. Ее муж был расстрелян в 1937-м, сын погиб на фронте, истощенная голодом дочь умерла – всю оставшуюся жизнь бабушка посвятила внукам сестры.

Из Крыма они уехали в Новотроицк Оренбургской области, где обосновались родственники и знакомые, которые помогли вырыть землянку. На чудом сохранившиеся вещи выменяли козу, разводили кроликов, вскопали огород.

Закончивший до войны лишь три класса, в Новотроицке Юрий поступил сразу в шестой класс, успешно пройдя собеседование за четвертый и пятый.

После семилетки закончив местный филиал Орского металлургического техникума, Юрий был направлен на Орско-Халиловский металлургический комбинат. Сразу же поступил в Ленинградский заочный индустриальный институт. В 1955 – очная аспирантура, в 1960 – защита диссертации. Не приняв предложения остаться на кафедре, уехал в Кемерово, чтобы занять должность диспетчера в ОДУ энергосистемами Западной Сибири. В 1963 г. по приглашению директора Сибирского энергетического института СО АН СССР (с 1992 г. - ИСЭМ) Л.А. Мелентьева переехал в Иркутск, а дальше – только наука. Заведующий электроэнергетической лабораторией, отделом, заместитель директора, с 1973-го – директор института. В 1976-м избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1987-м – академиком, а в 1988-м – академиком-секретарем Отделения физико-технических проблем энергетики АН СССР, и в связи с этим переехал в Москву, где умер в 1994 году от сердечного приступа.

Кавалер орденов Октябрьской революции, Дружбы народов, Трудового Красного Знамени. Лауреат Государственной премии и главной академической премии по энергетике им. Г.М. Кржижановского. Избирался членом Иркутского горкома и делегатом последнего, XXVII съезда КПСС, депутатом областного Совета народных депутатов. Будучи директором СЭИ, занимал больше тридцати научно-организационных и общественных постов регионального, союзного и международного уровня.

3. Руководитель мозговых штурмов

Н.И. Воропай, четвертый директор института, член-корреспондент РАН, возглавляющий электроэнергетическое направление исследований вспоминает:

«Как ученый, Юрий Николаевич очень остро чувствовал актуальные проблемы, по его инициативе организовывались мозговые штурмы с целью формирования прорывов по той или иной проблеме энергетики. В конце 1960-х – начале 1970-х такой проблемой стало создание автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ) Единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) СССР. Концепция АСДУ была комплексным трудом, примером системного подхода, где институт уже был признанным лидером, и рассматривала все уровни иерархии диспетчерского управления в территориальном, временном и ситуативном аспектах. Конечно, многие тогдашние представления потом пересматривались – жизнь вносила свои коррективы, но дело было начато. Логический итог – присуждение в 1986 году коллективу под руководством Юрия Николаевича Государственной премии СССР в области науки и техники – за комплекс работ по теоретическим основам и реализации АСДУ.

Второй пример - разработка в конце 1970-х Энергетической программы СССР на длительную перспективу, где Юрий Николаевич отвечал за электроэнергетический блок. Несмотря на удаленность Иркутска, он организовал эффективную работу коллектива, состоящего из специалистов разных, в том числе центральных организаций.

Эти качества Юрия Николаевича как ученого и организатора науки – раньше других заметить актуальную проблему и организовать прорыв на ее фронте - проявились в постановке межотраслевой проблемы надежности систем энергетики, вылившейся в научный семинар «Методические вопросы исследования надежности больших систем энергетики», организованный Юрием Николаевичем в 1973 г., который единственный такой в России функционировал даже в самые тяжелые для страны годы перестройки и продолжает успешно работать.

С именем Ю.Н. Руденко многое связано в Иркутске. В 1970-е годы он был инициатором создания и руководителем НПО «Энергия», сплотившего энергетиков области на решение актуальных практических задач, много лет возглавлял областной межведомственный координационный совет по внедрению вычислительной техники в народное хозяйство. Был среди инициаторов принципиально новой формы подготовки специалистов – Учебно-научно-производственного комплекса Иркутского политехнического института и СЭИ».

По инициативе и под общей редакцией Ю.Н. Руденко был подготовлен и выпущен четырехтомный справочник «Надежность систем энергетики и их оборудования», где на основе многолетнего опыта и знаний, накопленных в процессе исследований разных организаций по этой проблеме, описаны методы и математические модели для формирования решений по развитию и эксплуатации электроэнергетических, газо-, нефте- и теплоснабжающих систем. Последний том вышел в издательстве «Наука» в 2000 году – уже после смерти Юрия Николаевича.

4. Положительные недостатки

Вот воспоминания доктора технических наук Геннадия Ковалева, одного из ближайших сотрудников и научных преемников Ю.Н. Руденко:

«В конце 1970-х годов сверху было спущено распоряжение в характеристиках отражать не только положительные качества, но и недостатки работника. Я тогда был партгруппоргом лаборатории. Руденко вызвал меня и попросил сформулировать его недостатки. И я написал (сохранился черновик): “К недостаткам Ю.Н. Руденко можно отнести следующее. Излишняя обязательность ведет к тому, что он в значительной степени перегружен. К примеру, нежелание отказывать в просьбах привело к тому, что он является членом более чем 30 различных комиссий и советов. Злоупотребляет командировками, в результате в институте на рабочем месте в течение года бывает не более 100 дней. Это отражается на его семье, у него нет возможности достаточно времени уделять воспитанию четверых детей, которых он очень любит. В принципе Ю.Н. Руденко правильно воспринимает критику в свой адрес, хотя иногда бывает резок и вспыльчив или, наоборот, излишне педантичен в отстаивании своих взглядов и требований”.

В результате обсуждения в лаборатории из недостатков осталось: “В принципе, Ю.Н. Руденко правильно воспринимает критику в свой адрес и делает из нее правильные выводы, хотя иногда бывает резок или, наоборот, излишне педантичен в отстаивании своих взглядов и требований”. Именно этот текст и попал в характеристику нашего завлаба для поездки за рубеж».

5. «В Европе не воруют»

Вот воспоминания Петра Руденко, инженера-энергетика, сына академика Юрия Руденко:

«После окончания Санкт-Петербургского государственного технического университета мне посчастливилось попасть на годовую практику для молодых инженеров в Германию, в город Дортмунд. Отец в тот же период был на три месяца приглашен в Рейн-Вестфальский технический университет в городе Ахене. Расстояние между городами небольшое, так что нам удавалось иногда встречаться по выходным.

Заглянули как-то в супермаркет, чтобы запастись продуктами на выходные. Отец, проходя мимо столов для укладки купленных продуктов, не задумываясь положил свой портфель на стол и прошагал внутрь магазина. Я удивлено спросил, обдумано ли это? “Да, - ответил отец с достоинством, - я всегда в Европе так делаю. Здесь никто чужие вещи не берет, люди воспитаны по-другому!”. Не знаю, правда, всегда ли он так делал в Европе, но портфеля при выходе, как и следовало ожидать, на столе не оказалось. Это было для отца громом среди ясного неба. Он не мог поверить, что портфель просто-напросто взяли - и украли. Хоть документы и деньги, к счастью, были у отца при себе, но в портфеле лежала вся его работа, которую он более чем за месяц сделал в Ахене. А больше всего разочаровал его сам факт произошедшего…»

6. Его высказывания

Одна из постоянных и популярных рубрик стенгазеты «Энергия-Сибири» называется «Наши цицероны» (первоначальные варианты – «Слово не воробей», «Не вырубишь топором»…). Там фигурируют яркие и порой курьёзные публичные высказывания сотрудников в разных ситуациях и по разным, но вполне серьезным поводам. Одним из активных поставщиков крылатых выражений был Юрий Николаевич. Вот примеры.

Мы не можем не знать, что мы хотим знать.

Мы поняли, что мы люди умные. Расходимся. Толку не будет.

Вопрос в том, как нам дрожать: так же, как до сих пор, или существенно меньшей дрожью.

Когда возникает текучесть, это тоже выход, но иногда течет не то, что нужно.

Продолжайте чувствовать свою вину!

Все недостатки в той или иной форме у нас есть.

Все, что поступает сбоку, справа и слева, сверху, снизу, спереди и сзади – это информация.

В отчете не продемонстрировано стремление сложить три пальца в кулак.

Он прав во всем, от точки до точки. Но он неправ по существу.

Как-то у нас очень много стало ума и очень мало – сердца.

7. Заслуги академика-секретаря

Среди научно-организационных заслуг Ю.Н.Руденко уже как академика-секретаря ОФТПЭ – на третьем, московском этапе его научно-координационной деятельности – инициатива в развертывании исследований по созданию Мировой энергетической системы. Доктор технических наук Лев Спиридонович Беляев, возглавлявший в СЭИ отдел научно-технического прогресса вспоминает:

«Ю.Н. Руденко еще в середине 1980-х годов уловил тенденции глобализации, о которых так много говорят и спорят в последние годы. Он озадачил нас поиском свежей тематики по мировой энергетике и инициировал включение в программу фундаментальных исследований ОФТПЭ нового научного направления - по глобальным и космическим энергетическим системам с компонентами космического базирования». Еще одним объектом исследований в данном направлении была Глобальная электрическая сеть. Обсуждалась проблема объединения ЭЭС России и США через Берингов пролив, Аляску и Канаду.

Эти работы развиты и конкретизированы в международных исследованиях по энергетической кооперации стран Северо-Восточной Азии. С 1998 года в Иркутске регулярно, раз в два года проводятся конференции для координации этих исследований. Кроме постоянных представителей энергетических организаций Китая, Монголии, Японии, Республики Корея, в этих широких форумах участвуют представители заинтересованных фирм из Европы и Северной Америки. Основы такой, широкомасштабной международной исследовательской и научно-координационной деятельности, когда институт естественным образом стал соответствующим штабом на энергетическом перекрестке Европы и Азии, заложены академиком Ю.Н. Руденко.



Александр Кошелев,

ученый секретарь СЭИ в 1967-1971 гг.

23.10.2014

x
x