Перспективы использования сланцевых газа, нефти и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов по основным регионам мира и возможные последствия для России

6 марта 2013
Аналитические материалы о перспективах использования сланцевых газа, нефти и нетрадиционных топливно-энергетических ресурсов по основным регионам мира с оценкой последствий для России подготовлены коллективом ведущих экспертов в области прогнозирования развития энергетики, сотрудниками Института систем энергетики им. Л.А.Мелентьева СО РАН.
Работа выполнена по заказу Совета безопасности Российской Федерации и в ней ставились следующие цели:
  • отразить перспективы развития технологий добычи сланцевого газа, сланцевой нефти, производства биотоплива, газогидратных, ветровых, солнцепреобразующих и водородных технологий;
  • оценить экономическую эффективность указанных технологий и степень их потенциального влияния на энергетическую политику ведущих зарубежных стран;
  • оценить ресурсные и экологические ограничения связанные с развитием этих технологий;
  • оценить возможные угрозы для России в связи с масштабным использованием за рубежом нетрадиционных источников энергии;
  • проанализировать возможные пути и механизмы парирования указанных угроз.
Анализ показал, что форсированная разработка в США газосланцевых плеев вызвала такие последствия, как резкое увеличение добычи сланцевого газа с 11 (2000 г.) до 212 млрд. м3 (2011 г.) и уменьшение в 2007-2010 гг. почти вдвое импорта сжиженного природного газа. Таким образом, развитие «сланцевой революции» в США может ослабить позиции России в конкурентной борьбе на газовых рынках Европы и АТР. В Европе (без РФ) 60% технически извлекаемых запасов сланцевого газа практически в равных долях приходится на две страны – Польшу и Францию. Развитие добычи сланцевого газа в странах ЕС может сдерживаться жестким экологическим законодательством, высокой плотностью населения, более высокими затратами на разработку сланцевых плеев.В Китае к проблемам добычи сланцевого газа большое внимание. Два крупнейших в мире сланцевых бассейна с общими геологическими ресурсами в 143 трлн. м3 (20% мировых ресурсов). Возможный успех «сланцевой революции» в Китае может поставить под вопрос целесообразность сооружение газопроводов из Сибири в Китай и существенно изменить современную структуру газовых рынков Юго-Восточной Азии.

Геологические ресурсы сланцевого газаВ обозримой перспективе развитие в Европе солнечной, ветровой и биоэнергетики будет носить преимущественно опытно-промышленный или начально-коммерческий характер, их конкурентоспособность будет обеспечиваться только при поддержке государства и бизнеса. Выход соответствующих энергоресурсов на рынок электрической, тепловой энергии, котельно-печного и моторного топлива вряд ли составит заметную конкуренцию российским топливно-энергетическим ресурсам. Выход газогидратов на конкурентный рынок можно ожидать, скорее всего, после 2030 года. Водородная энергетика также начнет серьезно конкурировать с нефтью не ранее 2025-2030 гг.

Возможные угрозы для России связаны с потенциальным уровнем использования за рубежом перечисленных источников энергии, а также с вероятным снижением цен на газ в европейских странах и возможными трудностями с освоением запасов в Западно-Арктической зоне России. Основные причины таких угроз - это уменьшение инвестиционных возможностей при реализации крупномасштабных проектов освоения указанных запасов газа (сложные природно-климатические условия, удаленность от существующей газотранспортной сети) и возрастающий экономический риск освоения новых районов газодобычи в период до 2030 года. Фактическая себестоимость газа газовых месторождений этих районов в европейских странах может оказаться примерно равна или даже выше ожидаемой рыночной цены в этих же странах. В такой ситуации, с позиций экспорта российского газа теряется смысл освоения указанных запасов.

По прогнозам к 2020 году возможности по относительно недорогим способам компенсации уровней снижения добычи газа в ныне действующих районах будут исчерпаны. Следовательно, необходим выход в новые районы газодобычи, но уже с позиций требований энергетической безопасности России.Но такой выход требует значительных инвестиций, которых в этот период может не оказаться. По мере увеличения доли газа новых районов в общем балансе потребления газа внутри страны средняя внутренняя цена газа в России будет неминуемо расти значительными темпами.

В материалах предложены и обоснованы основные пути и механизмы парирования возможных угроз энергетической безопасности России. Одним из таких путей является перенаправление доходов от экспорта нефти и газа наразвитие нефтегазовой отрасли – разведка, добыча, переработка первичного сырья, транспортировка, распределение и сбыт углеводородов, включая освоение новых месторождений и рынков сбыта, техническое перевооружение производственного аппарата. Другое важное направление парирования угроз - это реструктуризация экономики в направлении сокращения доли энергоемких производств и увеличения вклада в ВВП наукоемких, высокотехнологичных производств, интеллектуальных и социальных услуг. Важнейшая компонента этой группы мероприятий - сокращение экспорта топливно-энергетических ресурсов и ослабление соответствующей зависимости экономики.

Представляется также совершенно необходимым в период высоких экспортных цен на российский газ и значительных объемов его экспорта (ориентировочно до 2017 г.) срочное перенаправление значительной доли доходов на финансирование проектов по выходу на новые месторождения западно-арктической зоны (п-ов Ямал, п-ов Гыдан, шельф Карского моря), а для большей сбалансированности структуры приходной части российского топливно-энергетического баланса обеспечение ускоренного развития других отраслей - угольной, атомной энергетики, возобновляемых источников энергии. 

Меры по обеспечению энергетической безопасности

x
x