Перспективы развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области

3 сентября 2012
На заседании Правительства Иркутской области в мае 2012 г. была детально обсуждена и одобрена «Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области до 2015–2020 годов и на перспективу до 2030 года». Цель документа – определение направлений эффективного развития регионального топливно-энергетического комплекса, в том числе, определение возможных и экономически достижимых объемов добычи и производства энергоресурсов, развитие существующих, создания новых топливно-энергетических предприятий, чтобы обеспечить в длительной перспективе динамичное развитие экономики области и повышение качества и уровня жизни проживающего в ней населения.

Стратегия разработана по заказу Правительства Иркутской области Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук (ИСЭМ СО РАН) на современной методологической базе и отвечает требованиям, предъявляемым Минэнерго РФ к региональным энергетическим программам. Для разработки стратегии использовался широкий арсенал математических методов, моделей, программных комплексов для прогнозирования развития экономики и энергетики, методов оценки финансово-экономической эффективности реализации крупных инвестиционных проектов. Применялся сценарный подход к формированию различных вариантов развития ТЭК и его отраслей в зависимости от внешних факторов, проводилась оценка социально-экономических последствий от реализации каждого из этих вариантов с целью выбора наиболее предпочтительного.

В ходе подготовки стратегии были использованы материалы, предоставленные профильными Министерствами Правительства Иркутской области, топливно-энергетическими предприятиями области, данные статистики, разработанные стратегические, программные и методические документы федерального и регионального значения.

Состояние и ресурсная база

Топливно-энергетический комплекс Иркутской области играет огромную роль не только в экономике региона, но страны в целом. Так в области добывается 4% угля, перерабатывается около 4% сырой нефти, производится 6% электроэнергии России. Причем определяющий вклад в производство электроэнергии в области до 70% вносит знаменитый Ангарский каскад ГЭС.

Топливно-энергетический комплекс области обеспечивает 10,5% областного валового регионального продукта или ВРП (обобщающий показатель уровня экономического развития), при том, что в списке субъектов РФ Иркутская область по величине ВРП стоит после Кемеровской области на 18-м месте. ТЭК обеспечивает 5-ю часть налоговых доходов областного бюджета и почти треть производства промышленной продукции. Основные фонды ТЭК составляют более 60%, в ТЭК идет половина инвестиций, направляемых в промышленность. Также немаловажно, что треть населения, занятого в промышленности региона, работает на предприятиях ТЭК.

В связи с тем, что на территории Иркутской области функционирует значительное количество высокоэнергоемких производств - алюминиевые заводы и заводы черной металлургии, она является также крупнейшим потребителем топливно-энергетических ресурсов. В 2010 г. на область приходилось около 6% потребляемого угля в стране, более 5% электроэнергии, около 4% тепловой энергии, около 2% нефтепродуктов.

Иркутская область обладает уникальной ресурсной базой ТЭК. Разведанные запасы угля оцениваются в 14,7 млрд. т., ежегодная добыча угля в области составляет 12–13 млн. т. Бурые угли, добываемые на территории области и составляющие большую часть добычи идут на внутренние нужды. Область дополнительно ещё ввозит 3,6 млн. т. угля, главным образом из Красноярского края. Поставки угля за пределы области незначительны.

Нефтегазовые запасы составляют по нефти – 3%, по газу – 8% от всех запасов Российской Федерации. Добыча нефти и газа в области невелика, но имеет ощутимую тенденцию к росту особенно с масштабной разработкой нефтегазоконденсатных месторождений и вводом в строй нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Внутреннее потребление нефти и газа также пока незначительное, хотя имеется достаточное количество перспективных планов развития по разработке месторождений, увеличению добычи и переработки.

Проблемы

В целом, проблемы, которые стоят перед топливно-энергетическим комплексом Иркутской области, довольно типичны для отрасли и в большей или меньшей степени характерны для всей страны. Самая главная из них – это наличие значительной доли – около 50–70% – физически и морально изношенных основных производственных фондов. Износ оборудования приводит к тому, что эффективность использования топлива и энергии в Иркутской области уступает среднероссийским показателям. Особенно ярко выражена эта проблема в теплоэнергетике и тепловом хозяйстве из-за большого количества мелких технологически устаревших котельных с большой степенью износа, из-за значительной протяженности и изношенности трубопроводов и изоляции тепловых сетей и, как следствия, существенного превышения (в среднем в 1,5 раза больше норматива) расхода тепловой энергии на отопление.

Другой важной проблемой является наличие ощутимого социально-экономического ущерба от задержки широкомасштабного вовлечения в хозяйственный оборот природного газа местных месторождений. По планам ОАО «Газпром» первая подача газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения планируется после 2015 г. Мировой экономический кризис может отодвинуть и эти сроки. Между тем упущенная выгода (потери) от отказа в свое время от проекта освоения Ковыктинского ГКМ и экспорта 20 млрд. м3 добываемого газа в Китай и Корею (проект ОАО «РУСИА Петролеум», Китайской CNPC и Корейского Когаза) по налоговым доходам бюджета Иркутской области за период 2006–2020 гг. оцениваются в 140 млрд. руб., что в два раза превышает существующий годовой бюджет области. Потери в производстве ВРП на тот же срок оцениваются в 700 млрд. руб. Это серьёзный тормозящий фактор в социально-экономическом развитии региона.

К региональной специфике можно отнести проблему преобладания в балансе котельно-печного топлива бурого, низкокалорийного угля (до 70%), что ведет к загрязнению окружающей среды. А также проблему «северного завоза» – зависимости потребителей северных районов области от летнего завоза топлива, а также крайне неэффективное использование этого топлива на устаревших дизельных электростанциях и котельных.

Сценарии развития

Развитие регионального ТЭК определяется темпами социально-экономического развития Иркутской области, отраслевой структурой экономики и внешнеторговыми связями. Рассматривается два сценария развития – базовый и оптимистический. В основе оптимистического сценария социально-экономического развития области лежит предположение о том, что предприятия, региональные и федеральные власти, а также внешние инвесторы реализуют практически весь перечень существующих инвестиционных проектов в промышленности, в транспорте и других видах деятельности, которые обеспечат высокий динамичный рост экономики. Если основные параметры этого сценария будут реализованы, то ВРП области в 2030 г. возрастёт по сравнению с 2010 г. примерно в 3,5 раза и составит 1885 млрд руб. Базовый сценарий, характеризующийся пониженным уровнем реализации инвестиционных проектов и меньшей долей переработки сырьевых ресурсов, предполагает производство ВРП до 1580 млрд руб. или на душу населения – 690 тыс. руб. В настоящее время ВРП Иркутской области на душу населения составляет 182 тыс. руб.

Точки экономического роста

Учитывая динамику развития других субъектов Российской Федерации и политику крупнейших компаний, которые определяют эту динамику и конкуренцию на внутреннем рынке и в экспорте, Иркутская область в своем развитии должна ориентироваться, прежде всего, на конкурентные преимущества, которые уже сложились в виде специализации ее экономики.

В стратегии выделено несколько направлений экономического роста:

· широкомасштабное вовлечение в экономический оборот ресурсов нефти и природного газа;

· строительство предприятий газоперерабатывающей и газохимической промышленности;

· строительство алюминиевого завода;

· строительство заводов черной металлургии;

· освоение «сухого лога» и других месторождений золота;

· лесной и строительный комплексы, транспортная инфраструктура, туризм и др.

Наиболее приоритетным направлением в рамках стратегии развития ТЭК должно стать создание в области газоперерабатывающих производств мощностью 5–10 млрд. м3 газа в год (1-я очередь) с доведением (2-я очередь) до 30–40 млрд. м3 в год. Для этого в области имеются все необходимые организационные и экономические предпосылки. Так, ещё с советского времени на территории области успешно работает очень крупный химический и нефтехимический комплекс, функционирование которого обеспечивают города Саянск, Ангарск, Усолье-Сибирское. Ведущие компании комплекса готовы принять газ на переработку. Есть уже налаженное производство, необходимое оборудование и кадры. При анализе всех потенциальных площадок создания газохимических комплексов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока особенно предпочтительным по мощностям, необходимым капиталовложениям, прибыли и срокам окупаемости является комплекс в г. Саянске, Иркутской области на этане, получаемом на основе переработки местного природного газа. Добавочная стоимость продукции из этана – этилен, полиэтилен и изделия из них – больше цены на простой газ в 10–20 раз. Создание в области подобного газоперерабатывающего производства дало бы мощный толчок развитию экономики области, позволило бы ослабить зависимость России от газово-нефтяной иглы.

При этом прогноз спроса на перспективу до 2030 г. на такие виды химической продукции, как полиэтилен, полипропилен, ПВХ, выглядит крайне благоприятно. Ожидается значительное увеличение спроса – в мире в 1,8–2,4 раза, а в России в 2,5–4,2 раза. А между тем, переработка газа в настоящее время в России находится на рекордно низком уровне – 5,8% от добычи. Причем, в тех же США, которые практически не уступают России по объемам газодобычи перерабатывается 77% добытого газа.

Для стратегического развития экономики области по намеченным точкам роста необходим ввод новых энергетических мощностей и серьёзная модернизация уже имеющихся.

Этапы развития

Перспективное развитие ТЭК, в соответствии с «Энергетической стратегией России» на период до 2030 г., можно разделить на три крупных этапа, которые различаются по условиям, факторам и рискам.

Первый этап (2012–2017 гг.) ресурсно-инвестиционное развитие. Наращивание объемов добычи топливно-энергетических ресурсов регионов с целью обеспечения спроса и создания необходимых условий для перспективного капиталоемкого развития экономики. Осуществление необходимых инвестиций, создание задела по масштабному развитию и обновлению основных производственных фондов и инфраструктуры ТЭК области, развитие сырьевой базы, совершенствование рынка энергоносителей и взаимоотношений государства и бизнеса, завершение переговорных процессов по условиям экспорта энергоресурсов в страны Северо-Восточной Азии. На базе ресурсов углеводородного сырья регионов продолжить создание нефте-, газотранспортной системы для газификации территорий области и экспорта.

Второй этап (2018–2023 гг.) инвестиционно-инновационное обновление. Продолжение реализации масштабных проектов, направленных на ускоренную модернизацию материально-технической и технологической базы. Начало инновационного обновления промышленности за счет размещения заказов ТЭК на новые виды оборудования и технологии. В этот период предполагается завершить формирование единой нефте-, газотранспортной системы и газификацию потребителей области.

Третий этап (2021–2030 гг.) инновационное развитие. На этом этапе предполагается получить экономический эффект от применения в ТЭК области новых технологий и оборудования, завершить формирование нефтегазового комплекса, предполагающего глубокую переработку углеводородов.

Взгляд в будущее

Электроэнергетика

Общая потребность в электроэнергии в области с вводом новых промышленных предприятий возрастет к 2030 г. в среднем 1,5 раза. Покрытие прогнозируемых уровней электропотребления планируется в основном за счет ввода новых мощностей тепловых электростанций (ТЭС) и таким образом увеличения их доли в генерации до 40%. Тогда как сейчас доля ТЭС всего 11%, а остальное вырабатывают ГЭС.

Увеличение доли газа с месторождений региона в потреблении топлива на тепловых электростанциях Иркутской энергосистемы до 30–40% позволит снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии, и, как следствие, улучшить экологическую обстановку. Оценки показывают, что в обозримой перспективе энергосистема области будет, в основном, самодостаточной и ориентирована на нужды внутренних потребителей. Широкомасштабные поставки электроэнергии за пределы области не планируются и возможны только при дополнительном строительстве экспортных тепловых электростанций.

Теплоэнергетика и теплоснабжение

Уровень теплопотребления в области к 2030 г. не предполагает существенного увеличения по сравнению с текущим уровнем. Однако, это все равно потребует строительство новых тепловых электростанций в крупных городах и промышленных центрах, таких как Иркутск, Братск, Саянск, поскольку необходим вывод из эксплуатации малоэкономичных и устаревших котельных (в первую очередь мазутных котельных и электробойлерных) в связи с нерентабельностью производства на них тепловой энергии. Часть теплоисточников в населенных пунктах вдоль газопроводов будет переведена на газ.

Угольная промышленность

Угольная промышленность области в перспективе будет ориентирована на покрытие внутренних потребностей региона с незначительным ростом объемов добычи с 13 до 15 млн. т. в год. Показатели ввоза-вывоза из области также не претерпят существенных изменений.

На развитие угольной промышленности области в значительной мере может оказать влияние газификация потребителей области. Вовлечение в хозяйственный оборот природного газа приведет к вытеснению из него угля и, как следствие, возникнет проблема его сбыта. Таким образом, принципиальное значение для судеб угольной промышленности области является повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках топлива, что может быть обеспечено за счет более глубокой переработки иркутских углей.

Нефтегазовый сектор

Вся нефть месторождений Иркутской области будет ориентирована на обеспечение внутреннего спроса, загрузку перерабатывающих заводов на Дальнем Востоке и на экспорт по трубопроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан». Для экономически эффективной работы трубопровода объем нефти, поступающий от месторождений Иркутской области, должен увеличиться в 4,6 раза и достигнуть 15 млн. т. Для этого, необходимо в ближайшие 15 лет интенсивно приращивать запасы нефти через проведение интенсивных геологоразведочных работ с ежегодными затратами не менее 6 млрд. руб.

Базовыми для организации крупномасштабной добычи нефти могут стать Верхнечонское, Ярактинское месторождения, а также прилегающие к ним уже открытые месторождения и перспективные лицензионные участки.

Объем переработки нефти в области может составить 11 млн. т. в 2030 г. в соответствии с установленной мощностью ОАО «АНХК». Однако, с большой долей вероятности можно ожидать, что такой уровень переработки не будет достигнут из-за сокращения рынка сбыта иркутских нефтепродуктов в результате строительства в период с 2015 по 2020 гг. ряда нефте- и газоперерабатывающих предприятий на востоке страны.

Несмотря на значительные возможности добычи природного газа (до 35–40 млрд. м3 в год) на территории Иркутской области в основных федеральных программных документах освоение местных газовых месторождений пока строится по умеренному пассивному сценарию, где добыча газа не превышает к 2030 г. 10 млрд. м3 в год.

В стратегии предлагается и обосновывается оптимистический вариант интенсивного развития газовой промышленности, предполагающий полноценное развитие газовой отрасли региона через создание крупных центров газодобычи, транспортной сети и развертывание газохимических комплексов на территории области. В этом случае работает так называемый «эффект масштаба», когда высокая экономическая эффективность достигается при синхронизации развития газоснабжения и газификации региона с сооружением мощных транзитных газопроводов и наличием крупных потребителей газа. При оптимистическом сценарии развития газовой промышленности не только обеспечиваются все внутренние потребности области в природном газе в электро- и теплоснабжении и газохимии, но также возможны поставки газа и продуктов его глубокой переработки за пределы области, как российским потребителям, так и на экспорт. Иркутская область имеет все необходимые условия для реализации такого варианта при взвешенной инвестиционной политике.

Энергосбережение

Анализ эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Иркутской области свидетельствует о том, что в регионе имеется существенный потенциал энергосбережения. С финансовой точки зрения проекты энергосбережения окупаемы по своей сути, так как приводят к снижению энергопотребления. Основной потенциал электросбережения находится в промышленном секторе, тепловой энергии – в жилищном хозяйстве. В этих же сферах находится наибольший потенциал экономии топлива. Планомерная реализация долгосрочной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Иркутской области на 2011–2015 гг.», принятой в области, позволит решить многие текущие проблемы.

На вопросы отвечают ведущие разработчики «Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области до 2015–2020 годов и на перспективу до 2030 года».

Руководитель проекта, заместитель директора по науке, заведующий отделом региональных проблем энергетики Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН, доктор технических наук, профессор Борис Санеев:

Стратегия – это большой и разносторонний документ. В нем много данных, цифр, но вот вопрос с точки зрения простого жителя: все-таки, что это дает для области? Зачем эта стратегия вообще нужна? Может быть, пусть все развивается своим путем, как говорится, рынок расставит все на свои места?

– В Стратегии среди основных приоритетов социально-экономического развития области стоит задача повышения качества и стиля жизни проживающего в области населения. Ставится задача сделать Иркутский район привлекательным для жизни, переломить наметившуюся опасную тенденцию сокращения численности населения в области, а за счет создания новых производств дать импульс развитию реального сектора экономики и увеличить занятость активной части населения.

Но ведь в 2006 году уже разрабатывали подобную стратегию. Что изменилось с тех пор? Зачем потребовалось это делать снова? И, наконец, разработали, а что будет дальше?

– Я считаю, что руководство области, в первую очередь руководство Министерства энергетики, ЖКХ, транспорта и связи (министр П.А. Воронин), поступили мудро, заказав разработку стратегии именно в 2011 г. Дело в том, что за прошедшие 5 лет в России разработано большое число программных документов, определяющих стратегическое развитие экономики и энергетики на Востоке России, включая и Иркутскую область. К числу таких программных документов относятся так называемая Восточная газовая программа – Программа развития газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и экспорта природного газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Энергетическая стратегия России-2030, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025, Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. и другие. Их необходимо было учесть, что потребовало существенно откорректировать стратегию 2006 г. Однако такая корректировка вызвала по сути существенную переработку стратегии 2006 г., что можно уверенно говорить о разработке новой стратегии (версия 2011 г.).

Вообще-то правильно говорить о необходимости постоянной (раз в 2 года) корректировки (уточнении) разработанных программных документов разного уровня – и федеральных, и региональных, и муниципальных.

Вы спрашиваете: стратегия разработана, а что делать дальше. Дальше ее необходимо реализовывать, реализовывать именно те инвестиционные проекты, которые поддержаны многими хозяйствующими субъектами и реализация которых даст области наибольший социально-экономический эффект.

Какие виды энергоресурсов, добываемых и производимых области, можно подавать за рубеж?

– Практически все виды добываемых и производимых в области энергоресурсов могут быть востребованы на зарубежных рынках. Одни в большей степени (нефть, нефтепродукты, природный газ), другие в меньшей степени (электроэнергия, уголь). Необходимы комплексные обоснования целесообразности поставок российских (не только иркутских) топливно-энергетических ресурсов на рынки Монголии, Китая, Японии и других стран Северо-Восточной и Восточной Азии.

А нужно ли это нам жителям области? Ведь все доходы от продажи ресурсов оседают в федеральном центре.

–Любое увеличение поставок иркутских топливно-энергетических ресурсов связано с ростом добычи (производства) ТЭР. А значит и поступления от добычи (производства) и их экспорта в бюджеты всех уровней (в том числе и региональный) возрастут. Главное, чтобы эти доходы «дошли» до конкретного человека, жителя области.

Какие пути экспорта газа за рубеж предпочтительны?

– После удовлетворения внутренних потребностей области и ближайших соседей метановая фракция ковыктинского газа может быть направлена на экспорт. Анализ программных документов, определяющих развитие газовой промышленности на востоке РФ, свидетельствует о том, что некоторые из новых проектов увеличения поставок российского природного газа на экспорт, особенно восточносибирского и дальневосточного по трубопроводам в Китай и Республику Корея являются достаточно рискованным мероприятием и могут быть реализованы только при возникновении благоприятных внешних и внутренних условий и при проведении руководством нашей страны взвешенной политики.

Существуют разные схемы подачи природного газа за пределы области, в том числе и на экспорт. Отмечу следующее.

1) Вместе с красноярским газом в западном направлении – в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).

2) В створе нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» вместе с природным газом Чаяндинского газоконденсатного месторождения на Дальний Восток и далее в страны Северо-Восточной Азии;

3) По трубопроводу Иркутская область – Республика Бурятия (с ответвлением в Монголию) – Забайкальский край – Китай;

4) Иркутская область – Республика Бурятия (с ответвлением в Забайкальский край) – Монголия – Китай.

Последние два маршрута принципиально важны как с экономической точки зрения, поскольку газификация потребителей Республики Бурятия и Забайкальского края трубопроводным газом экономически целесообразна лишь при прохождении по их территории газопровода большого диаметра, так и с геополитической точки зрения – поставка природного газа потребителям Монголии – нашему стратегическому партнеру в этом важном для нас регионе Северо-Восточной Азии. Окончательные варианты поставки природного газа за пределы области, в том числе и на экспорт, будут даны в корректируемой в настоящее время ОАО «Газпром» Восточной газовой программы. Хочется надеяться, что маршрут поставок природного газа в Китай через Бурятию и Забайкальский край был рассмотрен детально при корректировке Восточной газовой программы.

Приведет ли развитие топливно-энергетического комплекса к ухудшению экологии?

– На самом деле, можно сохранить «статус-кво» и даже несколько улучшить экологическую обстановку. В нашей области основными источниками загрязнения, как в настоящее время, так и в перспективе останутся многочисленные крупные и мелкие котельные. Все их, к сожалению, заменить или модернизировать к 2030 г. не удастся, хотя таким мероприятиям в стратегии отведена немаловажная роль.

Значительного снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу возможно достичь за счет широкомасштабного использования газа в секторе непосредственного потребления промышленными предприятиями, населением, а также путем газификации мелких угольных котельных. Тем более газ в области у нас имеется в достаточном количестве, чтобы начать его использовать.

Кроме того, необходимо проведение модернизации крупных угольных котельных с доведением степени очистки от твердых частиц не менее 80–85 %. К 2030 г. на крупных объектах энергетики – угольных и газовых электростанциях необходимо внедрение современного газоочистного оборудования.

Не нанесет ли развитие ТЭК области ущерб озеру Байкал? Можно ли строить газовую трубу через Байкал?

– В стратегии есть специальный раздел, посвященный влиянию ТЭК на окружающую среду. Оценки показывают, что такая стратегия развития ТЭК не угрожает Байкалу. Что касается строительства газовой трубы через Байкал, то негативная оценка этого варианта была сделан в мае 2011 г. на Байкальском совете РАН, проходившем в Иркутском научном центре СО РАН.

Ведущий научный сотрудник ИСЭМ СО РАН, доктор технических наук,

Александр Соколов:

Устранит ли реализация стратегии текущие проблемы в ТЭК?

– До конца, конечно, нет. Но один из важных приоритетов, которые мы ставили перед собой при разработке стратегии, это формирование рационального топливно-энергетического баланса в регионе. Сейчас он имеет перекосы по ряду показателей, например, в нем большая доля угля и привозного топлива, что ведет к удорожанию продукции, и препятствует развитию конкурентных производств. При развитии добычи местных видов топлива, прежде всего, имеется в виду природный газ, можно достичь значительного снижения доли угля в топливно-энергетическом балансе до 55–60% и роста доли высококачественных видов топлива. От привозного топлива нужно отказаться совсем, за исключением разве что тех потребителей, которым оно необходимо по технологии. Это позволит области развиваться более динамично.

Член Общественной палаты Иркутской области, главный специалист ИСЭМ СО РАН, Лев Платонов:

Газ и газификация области – это и есть то самое заветное лекарство для развития экономики нашей области?

– Действительно, добыча газа, газоснабжение и газификация потребителей, использование газа для газохимии могут стать локомотивом развития экономики области. Большой эффект можно получить при крупнотоннажной добыче и переработке газа. Однако принятые в нормативных документах федерального уровня объемы добычи газа в Иркутской области относительно скромные.

К каким объектам в первую очередь нужно провести газ?

– Поставки газа в соответствии с разработанной Генеральной схемой газоснабжения и газификации Иркутской области в первую очередь должны быть направлены на Саянскую площадку, на ГПЗ. Свое желание в скорейшем получении газа высказали: ОАО «Азотно-туковый завод», ОАО «АНХК», ОАО «Иркутскэнерго» и другие предприятия и организации области. Суммарное потребление природного газа потребителями Иркутской области оценивается в 5–5,5 млрд. м3 в 2020 г.

Старший научный сотрудник, Анатолий Корнеев:

Какие приоритеты в социально-экономическом развитии Иркутской области?

– В первую очередь обозначим главный социальный приоритет – это повышение уровня и качества жизни населения региона. Что под этим понимать? Прежде всего - рост доходов на душу населения, доступность и обеспеченность жильём (причём не панельными «хрущёвками», а новым и качественным жильём), качественная и доступная социальная инфраструктура в здравоохранении, образовании, культуре, спорте и, особенно, важно, в жилищно-бытовом секторе, включая дорожную инфраструктуру. Чтобы приблизиться к передовым регионам России, также к развитым странам АТР, над этими индикаторами уровня жизни Иркутской области необходимо очень и очень много трудиться… Например, среднедушевые доходы в Иркутской области в 2010 г. составили 15 тыс. руб. в месяц, по России 20 тыс. руб., в Москве – 44, в Тюменской области – 28, в Свердловской области – 22, Красноярском крае – 18. В Дагестане – 15, в Адыгее – 13 тыс. руб. Т.е. нужны огромные бюджетные средства на развитие социальной сферы и государственной поддержки реального сектора экономики, которых в региональном бюджете хронически не хватает, а поступающие федеральные средства способны лишь немного снизить остроту социальных проблем. Выход из социального дефицита виден один – интенсивное развитие в регионе крупных промышленных производств и энергетики.

Мы в Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Иркутской области оценивали дополнительное поступление налоговых доходов от вновь создаваемых энергетических мощностей в электроэнергетике, нефтяной, газовой и газоперераба-тывающих отраслях. Это солидные доходы, к 2030 г. они могут составить около 60 млрд. руб. в год (в настоящее время они составляют около 10 млрд. руб.), что сопоставимо с современным уровнем общих налоговых доходов регионального бюджета. Если к этим доходам добавить все поступления от других отраслей и новых проектов, то Иркутская область могла бы самостоятельно, без дотаций и на высоком уровне решать все свои бюджетно-финансовые вопросы.

Все же, в какой мере могут быть реализованы планы и финальные показатели, обозначенные в стратегии? Какова вероятность того, что они сбудутся? А если сбудутся, то насколько мы будем лучше жить?

– Стратегия развития ТЭК не является программным и обязательным документом для исполнения, она представляет собой научно-обоснованные направления развития энергетики, увязанные с целевым развитием экономики в предстоящие 10–20 лет. Т.е. её реализация будет зависеть от разработок на её основе и реализации отраслевых и межотраслевых целевых программ, где мероприятия увязаны по срокам исполнения и обеспечены финансированием как бюджетными, так и внебюджетными средствами. Риски достижения стратегических целей в нынешних условиях весьма высоки. Они связаны с непоследовательностью и несогласованностью проведения региональной инвестиционной политики федеральными органами власти; с повторением кризисных явлений в экономике; с межрегиональной конкуренцией освоения аналогичных видов полезных ископаемых; с ограниченностью инвестиционных ресурсов и ненадёжностью их источников (бюджетных и частных); с недостаточной подготовленностью запасов для разработки месторождений полезных ископаемых; непредсказуемостью предпринимательского поведения бизнес-структур; с изменениями конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков и др.

Наиболее важное значение для реализации проектов будет иметь их обеспеченность инвестиционными ресурсами и спрос на энергетические ресурсы. Как показывает прошлый опыт реализации стратегических разработок, то обеспеченность мероприятий инвестиционными ресурсами составляет не более 30%. С учётом всех этих рисков нами, наряду со стратегическим (максимальным) сценарием, разработан базовый (умеренный) сценарий развития ТЭК. По ряду целевых показателей он на 10–30% ниже максимального. Если говорить о базовом сценарии, то вероятность того, что он будет реализован, весьма высока. В этом большую роль может сыграть намечаемое создание Правительством РФ финансово-управляющей Госкорпорации по развитию регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Вопрос, если будет реализована Стратегия, то как будем жить, очень интересен. Как говорят, чтобы хорошо жить, надо много и хорошо (эффективно) работать. В настоящее время в развитых странах АТР один житель в год в среднем производит валового внутреннего продукта на сумму $30–40 тыс., в Иркутской области – примерно $7–8 тыс. Реализация базового сценария позволит к 2030 г. Иркутской области выйти на показатель валового регионального продукта на душу населения в $21–23 тыс., т.е. можно говорить и о реальном повышении жизненного уровня населения более чем в 2 раза. Главное – надо действовать и развиваться!



x
x